Обзор изменений законодательства:

Налогообложение контролируемых иностранных компаний в России

11 декабря 2014

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее Закон).

Цель Закона пресечение использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованных преференций и необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части, касающейся налогообложения иностранных организаций, контролируемых российскими налоговыми резидентами.

Основные нововведения в законодательстве

Контролируемые иностранные компании (КИК)

  • Критерии отнесения к КИК:
    • иностранная организация или структура без образования юридического лица, не являющаяся налоговым резидентом РФ;
    • организация/структура контролируется налоговыми резидентами РФ (юридическими/физическими лицами), при этом:
      • доля участия одного лица в КИК составляет более 25% (в течение 2015 г. более 50%);
      • доля участия одного лица в КИК составляет более 10% в случае контроля несколькими лицами, владеющими в совокупности более 50% (положение вступит в силу с 1 января 2016 г.);
      • лицо осуществляет контроль над такой организацией в своих интересах.
  • Соответствующая доля прибыли КИК подлежит налогообложению у контролирующего лица по правилам НК РФ, если ее величина составила более 10 млн руб. (в 2015 г. более 50 млн руб., в 2016 г. более 30 млн руб.).
  • Освобождение от налогообложения в РФ возможно при выполнении определенных условий, например:
    • КИК расположена в стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее СИДН) (кроме стран, не участвующих в обмене информацией с РФ) и в соответствии с налоговым законодательством которой эффективная ставка налога на прибыль составляет не менее 75% российской ставки (т. е. не менее 15%);
    • КИК расположена в стране, с которой заключено СИДН (кроме стран, не участвующих в обмене информацией с РФ), и доля пассивных доходов этой КИК составляет не более 20% общей величины доходов.
  • Со стороны юридических/физических лиц налоговых резидентов РФ необходима подача в налоговые органы следующих уведомлений и отчетности:
    • об участии в иностранных организациях, если доля такого участия превышает 10%, а также об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (партнерств, трастов и пр.) и о контроле над ними или о фактическом праве на доход, получаемый такими структурами:
      • представляется не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия;
      • первый раз уведомление (об обстоятельствах, свершившихся до вступления Закона в силу) необходимо подать до 1 апреля 2015 г.;
      • ответственность за непредставление 50 тыс. руб.
    • о контролируемых иностранных компаниях:
      • представляется не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица;
      • ответственность за непредставление 100 тыс. руб.;
      • включение прибыли КИК в налогооблагаемую базу контролирующего лица в декларации, подаваемой за год, следующий за отчетным;
      • ответственность за невключение прибыли КИК в налоговую базу 20% неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. (применяется за налоговые периоды начиная с 2018 г.).

Бенефициарный собственник доходов

  • Бенефициарный собственник доходов это лицо, которое имеет право самостоятельно пользоваться/распоряжаться доходами в силу прямого/косвенного участия в организации, контроля над организацией, с учетом выполняемых им функций и принимаемых рисков.
  • Льготный режим налогообложения доходов у источника, предусмотренный СИДН, может применяться только лицами, являющимися бенефициарными собственниками доходов.
  • При выплате доходов иностранным лицам, не являющимся бенефициарными собственниками доходов, налогообложение осуществляется следующим образом:
    • если бенефициарный собственник налоговый резидент РФ: по общим правилам НК РФ;
    • если бенефициарный собственник резидент страны, с которой заключено СИДН: по правилам, установленным данным СИДН.

Налоговое резидентство

  • Иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, признаются налоговыми резидентами РФ и для целей НК РФ приравниваются к российским организациям.
  • Критерии определения места фактического управления в РФ:
    • большинство заседаний совета директоров проводятся в РФ;
    • исполнительный орган регулярно осуществляет свою деятельность в РФ;
    • руководящие должностные лица преимущественно осуществляют свою деятельность в РФ.
  • Дополнительные критерии:
    • ведение бухгалтерского или управленческого учета в РФ;
    • ведение делопроизводства в РФ;
    • оперативное управление персоналом осуществляется в РФ.
  • Иностранная компания может самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ (и впоследствии отказаться от этого статуса).

Прочие изменения

  • Иностранные организации и структуры, имеющие в РФ имущество, признаваемое объектом налогообложения, должны уведомлять налоговые органы о своих участниках (учредителях, бенефициарах). При отчуждении акций вышеуказанных иностранных организаций у налоговых органов появится информация, необходимая для контроля за уплатой налога.

Рекомендации БДО Юникон

Рекомендуется оценить действующую иностранную корпоративную структуру с точки зрения вступающего в силу законодательства, а также рассмотреть необходимость изменения такой структуры и возможность ее переноса в РФ или какую-либо другую юрисдикцию.

В настоящее время объединение BDO, членом которого является наша компания, представлено в 151 стране мира, и мы готовы оказать комплексное содействие в решении вопросов правового и налогового характера, а также дать практические рекомендации по решению вопросов, возникающих в связи с принятием рассмотренных выше положений налогового законодательства РФ. В частности, мы готовы оказать комплекс следующих услуг:

  • Анализ влияния антиофшорных мер на группы компаний:
    • анализ структуры группы и выявление компаний, на которые распространяются новые правила о КИК;
    • расчет эффективной ставки, определение доли пассивных доходов;
    • оценка налогового бремени при сохранении существующей структуры;
    • оценка качества подготовки отчетности в странах местонахождения КИК;
  • Определение и оценка вариантов реструктуризации:
    • проработка иностранных либо российских структур;
    • проработка вариантов консолидации активов;
    • оценка налогового бремени, издержек на внедрение и сопутствующих рисков.
  • Правовое и налоговое сопровождение внедрения выбранного варианта в группе компаний и налаживание бизнес-процессов.
  • Содействие в исполнении налоговых обязанностей:
    • подготовка и подача в налоговые органы необходимых уведомлений;
    • расчет налогооблагаемой прибыли КИК.

Справочно: антиофшорный календарь

  • 1 апреля 2015г. — подача первого уведомления об участии в иностранных компаниях
  • 20 марта 2016 г. — подача уведомления о КИК за 2015 г.
  • 31 декабря 2016 г. — учет в налоговой базе прибыли КИК за 2015 г.
  • 2017 г. — подача налоговой декларации и уплата налогов с учетом прибыли КИК