Обзор изменений законодательства:

Закон об арбитраже

20 сентября 2016

В рамках так называемого «пакета предновогодних законов» 29 декабря 2015 года был принят Федеральный закон № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее ― Закон об арбитраже), который вступит в силу 1 сентября 2016 года. С целью гармонизации положений этого закона с действующим законодательством принят Федеральный закон от 29.12.2015 № 409 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который также вступит в силу с 1 сентября этого года.

Закон об арбитраже заменяет ныне действующее понятие «постоянно действующие третейские суды» понятием «постоянно действующие арбитражные учреждения». Под «третейским судом» будет пониматься состав арбитров.

Ниже рассматриваются наиболее значимые аспекты Закона об арбитраже.

1. Разрешительный порядок создания арбитражных учреждений в России

Постоянно действующие арбитражные учреждения (далее ― арбитражное учреждение) должны создаваться исключительно при некоммерческих организациях, наделенных правом на осуществление функций арбитражного учреждения на основании акта Правительства РФ.

Для получения разрешения необходимо, чтобы правила и список арбитров арбитражного учреждения соответствовали требованиям Закона об арбитраже, а некоммерческая организация обладала соответствующей репутацией и имела возможность обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения.

Единственным условием для предоставления права на осуществление функций арбитражного учреждения иностранному арбитражному учреждению является наличие у последнего широко признанной международной репутации.

В целях недопущения повсеместного использования арбитража, образованного сторонами для разрешения конкретного спора (далее ― арбитраж ad hoc) в обход новых требований к арбитражным учреждениям, Закон об арбитраже предусматривает ряд ограничений в отношении арбитража ad hoc и принимаемых им решений.

Требования к составу арбитров

В целях повышения авторитета арбитражных учреждений и доверия к ним предусмотрено, что костяк арбитражного учреждения должны составлять арбитры, являющиеся высококвалифицированными специалистами в рамках компетенции арбитражного учреждения, определенной его регламентом, имеющие значительный опыт разрешения споров, а также ученую степень. При этом один и тот же арбитр не может входить в списки арбитров более трех арбитражных учреждений.

Переходный период

Действующие третейские суды, желающие сохранить статус арбитражного учреждения, должны получить соответствующее разрешение в течение одного года со дня установления порядка принятия акта Правительства РФ о предоставлении права на осуществление функций арбитражного учреждения. В противном случае они будут не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража. Предусматривается, что арбитражные учреждения, получившие разрешение, могут выступать правопреемниками по отношению к постоянно действовавшим третейским судам. Если учреждение-правопреемник отсутствует, спор по ранее заключенному арбитражному соглашению может быть рассмотрен в указанном в таком соглашении третейском суде, но по правилам арбитража ad hoc.

Содействие со стороны государственных судов

Арбитражное учреждение может обратиться в государственный суд с запросом об оказании содействия в получении доказательств. Нормы процессуальных кодексов гармонизированы с этим положением: в кодексы добавлены нормы, регулирующие вопросы оказания государственными судами содействия третейскому суду в получении доказательств.

2. Возможность рассмотрения корпоративных споров в арбитраже

Законом об арбитраже предусмотрена принципиальная возможность рассмотрения большей части корпоративных споров арбитражным учреждением. Статья 225.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в которой поименованы категории корпоративных споров, в новой редакции прямо предусматривает, что такие споры за определенным исключением могут быть переданы на рассмотрение в арбитраж. При этом рассмотрение указанных споров в арбитраже ad hoc не допускается.

Арбитражное соглашение о передаче корпоративного спора на разрешение в арбитраж может содержаться в уставе юридического лица. Исключение составляют публичное акционерное общество и акционерное общество с числом владельцев голосующих акций 1000 и более. Следует отметить некоторую неясность положений Закона об арбитраже в части определения круга лиц по корпоративным спорам и категорий таких споров, которые подпадают под действие арбитражного соглашения, содержащегося в уставе юридического лица.

Вместе с тем, не все корпоративные споры могут быть предметом третейского разбирательства. Так, не допускается передача в арбитраж споров о созыве общего собрания участников; споров, связанных с оспариванием ненормативных актов государственных органов; споров, связанных с исключением участников юридических лиц; споров в отношении юридических лиц, имеющих существенное значение для обеспечения обороны и безопасности и пр. Перечень таких споров приведен в п. 2 ч. 1 ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября этого года.

Кроме того, процессуальное законодательство также будет содержать перечень споров, отличных от корпоративных, которые не подлежат передаче на рассмотрение в арбитраж. К таким спорам, например, отнесены споры, вытекающие из отношений, регулируемых законодательством о приватизации, из трудовых отношений, из отношений по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и пр. Этот перечень не является закрытым: федеральными законами могут быть предусмотрены дополнительные категории таких споров.

3. Изменения в подходе к арбитражному соглашению

Некоторые правила, важные для развития арбитража, закреплены на законодательном уровне. Так, предусмотрено, что сомнения при толковании арбитражного соглашения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости; закреплено правило о сохранении в силе арбитражного соглашения при перемене лиц в обязательстве.

***

В целом, принятие Закона об арбитраже будет способствовать созданию и поддержанию функционирования арбитражных учреждений, которые в своей деятельности будут опираться на включенных в списки профессиональных арбитров, дорожащих своей репутацией и востребованных в сфере третейского разбирательства (что повышает авторитет арбитража как альтернативного способа разрешения различных споров). Кроме того, внесена ясность в вопрос о принципиальной возможности рассматривать корпоративные споры путем арбитража.

Специалисты АО «БДО Юникон» всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения новых положений законодательства, а также поддержку в их применении на практике.