МСФО на практике:

МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» в розничной торговле

19 октября 2018

В розничной торговле постоянно разрабатываются новые стратегии продаж, стимулирующие клиентов совершать больше покупок. Это программы, которые «связывают» продукты между собой, «бесплатные товары или услуги», купоны, скидки, программы лояльности, которые побуждают на повторные покупки, предоставляют покупателю шанс выиграть в конкурсе, поучаствовать в «счастливом розыгрыше» и т.п.

Креативные идеи отдела продаж приводят к сложностям при подготовке финансовой отчетности розничной компании. И эти сложности станут еще серьезнее в связи с вступлением в силу МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».

Новый принцип

Ключевой принцип МСФО (IFRS) 15 — признать выручку в такой мере, в который товары или услуги передаются покупателю. Стандарт содержит гораздо более специфичное и детальное руководство, по сравнению с предыдущим МСФО (IAS) 18 «Выручка».

МСФО (IFRS) 15 фокусируется на «обещаниях», выданных покупателю, и требует выделение большего числа компонентов или «обещаний», заключенных в договоре. Выручка подлежит распределению на каждый «отличимый» компонент в пропорции к цене обособленной продажи каждого «обещания».

Когда вступает в силу?

Новый стандарт обязателен к применению для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2018 года и позже, с возможностью досрочного применения. Многим компаниям розничной торговли потребуется внести изменения в процессы и системы, в том числе обеспечить гораздо большую связь между теми, кто разрабатывает пакеты продаж, и бухгалтерами, которые должны обеспечить соответствие требованиям МСФО (IFRS) 15.

Последствия для розничной торговли

Многие из инициатив по продвижению продаж содержат несколько отдельных «обязанностей к исполнению», каждую из которых, по требованиям нового стандарта по выручке, нужно учитывать отдельно. Это привносит значительную сложность в процесс учета за счет того, что для каждой отдельной обязанности к исполнению требуется цена обособленной продажи вместе с отдельной нормой прибыли.

Если отдельная «обязанность» потребляется покупателем на более позднюю дату, чем та, на которую покупатель приобрел товары (например, контракт на обслуживание, ваучер на скидку,  вознаграждение за лояльность), то признание выручки по этим обязанностям к исполнению откладывается. Эта отсрочка сдвигает признание выручки и прибыли на более поздние периоды, что может иметь серьезные последствия для выплат бонусов руководству и персоналу, выплат дивидендов и выполнения банковских ковенантов.

Эта сложность не должна быть недооценена. Процессы и системы требуют изменений для того, чтобы:

  • идентифицировать все обязанности, которые подлежат учету как отдельные продажи, к исполнению
  • присвоить величину и норму прибыли для каждой отдельной обязанности к исполнению
  • определить, когда для каждой обязанности к исполнению признавать выручку
  • модифицировать системы таким образом, который позволит «поймать» обязанность к исполнению на дату продажи
  • модифицировать системы, чтобы признавать выручку по каждой отдельной обязанности к исполнению в надлежащее время

МСФО (IFRS) 15 устанавливает более детальное руководство в отношении переменного возмещения, по сравнению МСФО (IAS) 18, согласно которому выручка признается в сумме, ожидаемой к получению от покупателя, которая не обязательно совпадает с суммой по выставленному счету. Также МСФО (IFRS) 15 содержит более специфичное руководство в части отношений принципала и агента, которое может повлиять на признание выручки, когда накладные расходы перекладываются на покупателя, — особую сложность это может вызвать у  интернет-магазинов.

Коммерческий эффект

Переход на МСФО (IFRS) 15 может привести к значительным изменениям в модели признания выручки и прибыли. Потребуется внимательно проанализировать и спланировать многие вопросы, включая влияние на следующие аспекты:

  • соблюдение банковских ковенантов
  • вознаграждение по итогам работы (включая выплаты на основе акций)
  • процессы внутреннего бюджетирования
  • корпоративные налоговые обязательства
  • обмен информацией с рынком и инвесторами, включая соблюдение требований регулятора (которые могут возникнуть по причине ожидаемых будущих значительных изменений в отношении финансового положения или финансовых результатов организации)

Потребуется обзор положений и условий существующих договоров (в частности, долгосрочных контрактов, которые распространяются на периоды, покрытые финансовой отчетностью, затронутые в связи с переходом на МСФО (IFRS) 15), а также тех, которые будут заключены в будущем. Не исключено, что в некоторых случаях организации могут захотеть внести изменения в договоры.

Вывод

Организации розничной торговли должны обратить внимание на новый стандарт по выручке. Применение нового стандарта МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» в розничной торговле является чрезвычайно сложным. Он значительно сложнее текущего и для организаций розничной торговли может значительно изменить модель признания выручки и модель прибыли. Это будут не просто изменения в бухгалтерском учете, это вызовет последствия для широкого спектра областей бизнеса, например, потребуются серьезные изменения в ИТ-системах, модификация договоров на продажу, пересмотр маркетинговых кампаний. Следствием влияния на выручку будет эффект на бонусы, банковские ковенанты, выплаты дивидендов и корпоративные налоги.  

В серии статей, посвященной МСФО (IFRS) 15, мы обсудим области, которые, скорее всего, окажут значительное влияние на розничные компании в связи с применением нового стандарта:

Читайте следующую статью цикла «Применение МСФО (IFRS) 15 в розничной торговле — предложение «бесплатных» товаров или услуг как стимулов к продаже»