МСФО на практике:

МСФО (IFRS) 15 в секторе медиа — принципал или агент

12 ноября 2018

Продажа рекламы и оказание услуг в области средств массовой информации часто требуют от продавца нанимать сторонних поставщиков, обеспечивающих контент. Ключевой вопрос — должен ли продавец учитывать выручку как принципал (и отражать валовые суммы выручки и затрат) или как агент (в таком случае суммы отражаются в форме остаточного чистого вознаграждения).

МСФО (IFRS) 15 содержит детальное руководство для определения, действует продавец в роли принципала, то есть продает оговоренные продукты или услуги своим покупателям, или, наоборот, в роли агента, то есть организовывает для другой стороны (сторон) снабжение покупателей их товарами или услугами.

Отправной момент: если продавец контролирует товары и услуги до того, как они передаются покупателю, тогда он принципал. Однако, вывод может быть и другим, если, например, юридическое право на товары или услуги, которое получает продавец до того, как товары или услуги переданы покупателю, носит сиюминутный характер. 

Анализ становится еще более сложным, если компания нанимает третью сторону для выполнения всей или части обязанности к исполнению от своего имени. В подобных случаях компания действует как принципал, если получает контроль над одним из следующих аспектов:

МСФО (IFRS) 15 в секторе медиа

Прочие индикаторы того, что продавец действует как принципал, включают, но не ограничены следующими факторами:

  • Продавец несет основную ответственность за исполнение обещания предоставить оговоренный товар или услугу.
  • Продавец подвержен риску обесценения запасов до того, как оговоренные товар или услуга были переданы покупателю, или после передачи контроля покупателю (например, если у покупателя есть право возврата товара или услуги продавцу).
  • Продавец имеет право самостоятельно устанавливать цену на оговоренные товар или услугу.

Хотя многие компании в медиаотрасли ранее анализировали, действуют они как принципал или как агент, представленное в МСФО (IFRS) 15 более детальное руководство может привести к изменениям в подходе.

Пример 1: агент

Исходная информация

Покупатель заключил договор с Advertising Co на покупку рекламного места в газете в течение определенного периода за 1000 долларов.

Advertising Co имеет право на комиссию 10% от продажной цены, которая удерживается из суммы оплаты в газету.

Цена на рекламу устанавливается газетным издательством. Компания Advertising Co требует оплату от покупателей до того, как она заказала рекламу у издательства.  

Заказ неотменяемый. Покупатель отправляет свои требования по рекламе в издательство, и любые дальнейшие вопросы решаются между ними напрямую.

Вопрос

Advertising Co действует как принципал или агент? Как стоит учитывать данную операцию?

Ответ

Advertising Co действует как агент, потому что:

  • Издательство несет ответственность за выполнение обещания запустить рекламу и Advertising Co не несет риски в отношении качества услуги.
  • Вознаграждение Advertising Co выражено в форме комиссии.
  • Advertising Co не имеет право самостоятельно устанавливать цены.
  • Advertising Co не несет риск обесценения запасов, потому что только размещает заказы на размещение рекламы как только получает оплату от покупателя.
  • Advertising Co просто организовывает услугу, которая будет оказана издательством. Она не получает контроль над рекламным местом в газете до того, как покупатель разместил рекламу, и не имеет возможностей влиять на это.

Advertising Co должна признать выручку на «чистой» основе, то есть только полученную комиссию 100 долларов (10% x $1 000).

 

Дт

Кт

Дт Денежные средства

$100

 

Кт Выручка

 

$100

 

Пример 2: принципал

Исходная информация

Покупатель заключил договор с Advertising Co на предоставление четверти страницы рекламного места в ежедневной газете XYZ на 365 дней за 100 тысяч долларов.

Advertising Co выкупает пять полных страниц места у ежедневной газеты XYZ на тот же самый период стоимостью 50 тысяч долларов, которые затем перепродает рекламодателям.

Advertising Co обсуждает цену рекламного места напрямую с покупателем.

Покупатель отправляет рекламные требования напрямую в издательство.

Если возникают какие-либо проблемы с публикацией рекламы со стороны ежедневной газеты XYZ, Advertising Co будет выступать со стороны покупателя.

Вопрос

Advertising Co действует как принципал или агент?  Как компании следует учесть сделку?

Ответ

В данном сценарии Advertising Co выступает в роли принципала, потому что:

  • Advertising Co ответственна за выполнение обещания запустить рекламу и будет выступать со стороны покупателя, если возникнуть какие-либо проблемы с публикацией.
  • Advertising Co имеет право устанавливать собственные цены.
  • Advertising Co несет риск обесценения запасов, потому что обязана заплатить XYZ ежегодный платеж в 50 тысяч долларов за пять полных страниц рекламы независимо от того, будут ли они перепроданы покупателям.
  • Хотя кажется, что Advertising Co просто организовывает выполнение услуг по размещению рекламы издательством, она контролирует рекламное место в газете до размещения там рекламы покупателем и имеет возможность дать указание издательству разместить на этом месте иную рекламу взамен.

Advertising Co признает выручку на валовой основе, то есть 100 тысяч долларов.

 

Дт

Кт

Дт Денежные средства

$100 000

 

Кт Выручка

 

$100 000

 

Предыдущая практика по МСФО (IAS) 18

Практика применения по МСФО (IAS) 18 была схожей, но МСФО (IFRS) 15 дополнительно вносит  небольшие отличия в части концепции «контроля», что изменяет подход к анализу со стороны компании.

Практические последствия для систем и процессов 

Некоторые из практических последствий на системы и процессы Advertising Co включают настройку:

  • процессов для идентификации, является продавец принципалом или агентом;
  • системы, чтобы учитывать выручку на нет-основе (за минусом затрат), если продавец выступает в роли агента.