МСФО на практике:

МСФО (IFRS) 15 в секторе TMT — договоры с правом возврата

09 ноября 2018

Продажи в области телекоммуникаций часто сопровождаются правом покупателя на возврат, согласно которому покупатель может наделяться правом на возврат денег (например, в некоторых юрисдикциях существует «период на обдумывание», в течение которого покупатель может отменить договор без штрафа), или возврат в виде баланса, который может быть использован при следующей покупке, или правом обмена на другой товар.

В той степени, в которой продавец ожидает, что покупатель реализует свое право на возврат, выручка в отношении этих товаров или услуг не признается, даже если они уже переданы покупателю. Вместо этого признается обязательство на возврат вместе с правом на себестоимость актива (в зависимости от того, имеет ли первоначальный актив какую-либо ценность).

Пример

Исходная информация

Telecom Co продает мобильные телефоны с правом возврата в течение одного месяца после покупки.

Мобильные телефоны продаются за 1000 долларов каждый (себестоимость — 800 долларов), и, по оценке Telecom Co, 10% мобильных телефонов будут возвращены в течение 1 месяца.

Вопрос

Как Telecom Co должна учесть данные продажи с правом на возврат?

Ответ

Telecom Co должна признать обязательство по возврату в той степени, в которой она ожидает, что мобильные телефоны будут возвращены.

 

Дт

Кт

Дт Денежные средства

$1 000

 

Кт Обязательство по возврату (10% x $1 000)

 

$100

Кт Выручка ($1 000 − $100)

 

$900

Отложение выручки в отношении 10% товаров, ожидаемых к возврату

Затем Telecom Co признает право на себестоимость актива следующим образом:

 

Дт

Кт

Дт Право на получение товаров ($800 x 10%)

$80

 

Дт Себестоимость проданных товаров ($800 − $80)

$720

 

Кт Запасы

 

$800

Признание права на восстановление себестоимости телефона

 

Предыдущая практика в соответствии с МСФО (IAS) 11 / МСФО (IAS) 18

По прошлой практике признавался резерв на сумму ожидаемых возвратов, но не признавалось право на восстановление себестоимости товаров.

Практическое влияние на системы и процессы

Некоторые примеры влияния на системы и процессы у розничного продавца G включают:

  • настройку системы, чтобы собрать информацию о возвратах;
  • настройку процессов, чтобы оценить будущий уровень возвратов;
  • настройку системы учета права на возврат и права на восстановление себестоимости товаров.

Читайте следующую статью цикла «МСФО (IFRS) 15 в секторе TMT — затраты на тендер»