МСФО на практике:

МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» в секторе TMT

31 октября 2018

Область новых технологий, медиа и телекоммуникационная индустрия (ТМТ) включают широкий круг компаний, которые предоставляют покупателям огромный спектр товаров и услуг. Это разнообразие и сложность заключены в типах контрактов и условий соглашений внутри них, что вызывает значительные трудности у бухгалтеров, применяющих МСФО (IFRS) 15.

Новый принцип

Ключевой принцип МСФО (IFRS) 15 — признать выручку таким образом, которым товары или услуги передаются покупателю. Стандарт содержит гораздо более специфичное и детальное руководство по сравнению с предыдущим МСФО (IAS) 18 «Выручка».

МСФО (IFRS) 15 фокусируется на «обещаниях», выданных покупателю, и требует выделение большего числа компонентов или «обещаний», заключенных в договоре. Выручка подлежит распределению на каждый «отличимый» компонент в пропорции к цене обособленной продажи каждого «обещания».

Когда вступает в силу?

Новый стандарт обязателен к применению для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2018 года и позже, с возможностью досрочного применения. Для многих компаний сектора ТМТ потребуется внести изменения в процессы и системы, в том числе обеспечить гораздо более тесную связь между специалистами, которые составляют условия договоров на продажу, и бухгалтерами, которые обеспечивают соответствие требованиям МСФО (IFRS) 15.

Последствия для отраслей ТМТ

Многие контракты в этих областях содержат несколько отдельных «обязанностей к исполнению», каждую из которых, по требованиям нового стандарта по выручке, нужно учитывать отдельно. Это привносит значительную сложность в процесс учета за счет того, что для каждой отдельной обязанности к исполнению требуется определить цену обособленной продажи и норму прибыли.

Если отдельная «обязанность» потребляется покупателем на более позднюю дату, чем та, на которую покупатель приобрел товары (например, услуги по техническому обслуживанию, сопровождению, предоставление доступа к обновлениям, предоставление расширенного периода гарантии), то признание выручки по этим обязанностям к исполнению откладывается. Эта отсрочка выручки сдвигает признание выручки и прибыли на более поздние периоды, что может иметь серьезные последствия в отношении выплаты бонусов руководству и персоналу, выплаты дивидендов и выполнения банковских ковенант.

Процессы компании и системы учета потребуют изменений для того, чтобы:

  • идентифицировать все обязанности к исполнению, которые подлежат учету как отдельные продажи;
  • присвоить величину и норму прибыли для каждой отдельной обязанности к исполнению;
  • определить, когда для каждой обязанности к исполнению признавать выручку;
  • модифицировать системы таким образом, который позволит «поймать» обязанность к исполнению на дату продажи;
  • модифицировать системы, чтобы признавать выручку по каждой отдельной обязанности к исполнению в надлежащее время.

МСФО (IFRS) 15 устанавливает более детальное руководство в отношении переменного возмещения по сравнению МСФО (IAS) 18, согласно которому выручка признается в сумме, ожидаемой к получению от покупателя, которая не обязательно совпадает с суммой по выставленному счету. Также МСФО (IFRS) 15 содержит более специфичное руководство в части отношений принципала и агента, которое может повлиять на признание выручки, когда накладные расходы перекладываются на покупателя — особую сложность это вызовет у  интернет−магазинов.

Коммерческий эффект

Переход на МСФО (IFRS) 15 может привести к значительным изменениям в модели признания выручки и прибыли. Потребуется внимательно проанализировать и спланировать многие вопросы, включая влияние на следующие аспекты:

  • соблюдение банковских ковенантов,
  • вознаграждение по итогам работы (включая выплаты на основе акций),
  • процессы внутреннего бюджетирования,
  • корпоративные налоговые обязательства,
  • обмен информацией с рынком и инвесторами, включая соблюдение требований регулятора (которые могут возникнуть по причине ожидаемых будущих значительных изменений в отношении финансового положения или финансовых результатов организации).

 

Потребуется обзор положений и условий существующих договоров (в частности, долгосрочных контрактов, которые распространяются на периоды, покрытые финансовой отчетностью, затронутые в связи с переходом на МСФО (IFRS) 15), а также тех контрактов, которые будут заключены в будущем. В ряде случаев компании могут задуматься о внесении изменений в заключаемые договоры.

Вывод

Компании сектора ТМТ должны обратить внимание на новый стандарт по выручке. Применение нового стандарта для компаний этих отраслей является чрезвычайно сложным в связи с тем, что в рамках одного контракта часто предоставляются несколько товаров и услуг. МСФО (IFRS) 15 значительно сложнее, чем МСФО (IAS) 18, и может значительно изменить модель признания выручки и прибыли. Причем это будут не просто изменения в бухгалтерском учете, а последствия для широкого спектра областей бизнеса, например, серьезные изменения в ИТ-системах, модификация договоров на продажу, пересмотр маркетинговых кампаний. Следствием влияния на выручку будет эффект на бонусы, банковские ковенанты, выплаты дивидендов и корпоративные налоги. 

В цикле статей, посвященном МСФО (IFRS) 15, мы обсудим области, которые, скорее всего, окажут значительное влияние на компании сектора TMT в связи с применением нового стандарта:

 

Читайте следующую статью цикла «МСФО (IFRS) 15 в секторе TMT — сроки признания выручки»