BDO в СМИ:

Пряник. Новая версия

27 марта 2016

Dp.ru

Ругать работников в России любят и умеют, а вот хвалить за хорошо выполненную работу в отечественной корпоративной культуре не принято. А зря: добрые слова в адрес сотрудника приносят реальную пользу компании. Главное — не перехвалить.

Принято считать, что похвала и добрые слова не так ценятся сотрудниками, как премии, бонусы и дополнительные выходные. Это не так, уверяют специалисты. Подчиненные привыкли, что их руководители воспринимают хорошую работу как нечто само собой разумеющееся и не стремятся лишний раз отметить их заслуги. Зато рады раскритиковать и указать на ошибки. Именно поэтому, уверяют эксперты, внезапная похвала может значить для сотрудника гораздо больше, чем прибавка к премии.

«Человек зарабатывает деньги, чтобы обменять их на положительные эмоции. Создайте теплую доверительную атмосферу в коллективе, и вам не нужно будет доплачивать, — уверена HR-директор международного центра интернет-торговли Allbiz Ирина Клиницкая. — Нас воспитывали в другой модели, многие стали жертвами авторитарных руководителей и недооценивают эффект простых, человеческих, партнерских отношений». Не секрет: когда человека хвалят, он чувствует удовольствие. Чтобы получить позитивное подкрепление еще и еще раз, он готов работать усерднее.

HR-специалисты говорят, что «хвалебный менеджмент» — это тот же «кнут — пряник», только более продвинутый. Новая версия. Особенно важно для руководителя пользоваться этим пряником в кризисное время, когда на другие инструменты, повышающие мотивацию, лояльность и эффективность сотрудников, у компании не хватает денег.

Высший пилотаж

Впрочем, похвалу, как и любой другой инструмент неденежной мотивации, надо использовать с умом. Ценность похвалы обратно пропорциональна интервалу между успехом работника и признанием руководителя. Идеальный вариант, когда руководитель хвалит сотрудника сразу.

«Если вы хвалите каждого за любую проделанную им работу, ваши слова перестают что-либо означать», — предостерегает руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing Зульфия Юпашевская. Универсальной формулы, как и за что хвалить, нет, но, чтобы хвалебные слова не были бесполезны, надо четко проговаривать, что именно так хорошо сделал подчиненный, и ни в коем случае не говорить, что именно так надо делать впредь всем остальным.

Кроме того, опытный управленец должен уметь определять, кого стоит хвалить, а кого нет. «Метод работает, но он не будет работать для всех. Да, есть категория людей, считающих, что никакие деньги не сравнятся с тем, что их отметили. Но есть другие: хвали не хвали их, им это неважно. Между тем и на первых хвалебные слова действуют только тогда, когда закрыты их базовые потребности», — предупреждает психолог и бизнес-тренер Дмитрий Ломоть. Это значит, что хвалить сотрудника вместо зарплаты бессмысленно, а вместо бонусов — стоит.

Опасная начинка

Искреннее признание заслуг подчиненного только увеличивает его отдачу. Больше отдача — больше поводов похвалить. Это замкнутый круг, в который может попасть любой руководитель. Опасность в том, что так можно ненароком перехвалить сотрудника. И тем самым демотивировать его. «Я видел тех, кого перехвалили: они садятся на шею работодателю, начинают важничать и перестают работать», — предостерегает Дмитрий Ломоть.

«Во время кризиса компании часто оказываются в непростых ситуациях, но это не означает, что руководство должно начинать хвалить сотрудников без каких-либо оснований, — говорит генеральный директор финского проектного бюро RUMPU Евгений Богданов. — Важно не столько хвалить, сколько замечать успехи подчиненных. Мотивирует именно это».

Недохвалить сотрудника так же опасно, как и перехвалить. Артур Шрейдерс, руководитель центра продаж компании «СКБ Контур» в Петербурге, объясняет: если просто сказать сотруднику: «Молодец», можно удариться и в ту и в другую крайность. «Может быть, он много сделал и очень хотел бы, чтобы его заслуги оценили по достоинству. Может быть и наоборот, сделал вполноги, а ему — „молодец“: все, можно не стараться. Если же говоришь: „Молодец, потому что…“ — ты исключаешь этот риск».

Человек с адекватной самооценкой окажется в фрустрации, если не сможет найти прямой связи между поощрением и результатами своей деятельности, продолжает мысль коллеги Ирина Клиницкая. «В итоге он будет постоянно ждать подвоха. А когда человек в напряжении, его эффективность резко падает: ни одно существо не развивается в страхе», — поясняет она.

По данным исследований, похвала приводит к положительным результатам в 88% случаев, в то время как критика только в 11% улучшает, а чаще ухудшает их.

Сколько стоит похвала

Инна Державина, руководитель департамента по работе с персоналом «Пронто Медиа Холдинга» (Job.ru, «Из рук в руки»), напоминает: «Каждый сотрудник считает, что именно он заслуживает самого лучшего. Похвала может вызвать не только здоровую конкуренцию, но и конфликты внутри коллектива: если первому достается больше внимания руководства, второй может посчитать, что его „зажимают“, и продуктивность его работы снизится».

Яна Алферова, директор по персоналу DIGITAL DESIGN, резюмирует: хвалить сотрудников однозначно надо. «Люди приходят работать в компанию, а уходят от руководителей. И по статистике, тех, кто увольняется или находится в состоянии скрытой текучести в связи с тем, что их не ценят, более 30%», — объясняет она.

Ее поддерживает Зульфия Юпашевская: «Многочисленные исследования рынка труда доказывают, что люди готовы работать за меньшую заработную плату ради благоприятной атмосферы в коллективе и хорошего руководителя. Доля заработка, которой они готовы ради этого пожертвовать, составляет 15%».

Поэтому, подытоживает Зульфия, похвала не просто позволяет мотивировать, но и дает возможность сэкономить на фонде оплаты труда. Другое дело, что хвалить надо умеючи. И не только в кризис.

Анастасия Жигач