BDO в СМИ: Проверка на прочность

29 ноября 2016

Газета РБК

В ногу со временем
Говоря об основных тенденциях развития российского рынка аудита, его участники прежде всего отмечают, что особых неожиданностей на нем не произошло. Общий застой в экономике сказался как на объемах рынка, так и на стоимости услуг, но не катастрофическим образом.

«Я не вижу существенного роста или снижения объемов рынка, — рассказывает вице-президент по вопросам корпоративного развития FBK Grant Thornton Ирина Сухова. — По субъективному ощущению все примерно так же, как и раньше. Что касается цен, то в некоторых сегментах идет небольшое увеличение стоимости услуг, в других, наоборот, какие-то скидки. В целом состояние рынка я бы оценила как «плюс-минус ноль». То есть в целом ситуация примерно такая же, как и в прошлом году».

Вместе с тем эксперты отмечают, что «под кризис» некоторые компании стали попросту пренебрегать проведением обязательного аудита — на фоне общих проблем данный пункт стал попросту выпадать из повестки дня. «Рынок аудита за прошедший год не сделал сюрпризов своим участникам — при падении цен на услуги наблюдалось обострение конкуренции, — говорит партнер АКГ «БДО Юникон» Елена Хромова. — Объемы рынка обязательного аудита сокращаются последовательно в течение нескольких лет, поскольку ситуация в экономике не способствует увеличению количества компаний, подпадающих под критерии обязательного аудита. Кроме того, ряд организаций, которые обязаны проводить аудит, не делают этого, поскольку серьезных последствий игнорирование данного требования законодательства не влечет. Это обусловлено отсутствием спроса на результаты аудита и отчетности со стороны руководства, собственников, инвесторов и рынка в целом. Услуга для таких компаний становится очередной ненужной нагрузкой, навязываемой законодателем».



Впрочем, это касается в основном государственных предприятий и компаний с госучастием — именно на них приходится львиная доля рынка обязательного аудита. У частных компаний, напротив, на фоне кризиса наблюдается даже некоторый рост интереса к аудиторским услугам. «По нашим наблюдениям, произошло изменение отношения собственников и руководителей бизнеса к аудиту, — рассказывает старший партнер ГК «Нексиа Пачоли» Светлана Романова. — В связи с неблагоприятными процессами, происходящими в экономике, все больше предпринимателей и собственников осознают, каким важным инструментом в их руках может быть аудит, проводимый профессиональными аудиторами по индивидуальному заданию. Аудиторская проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, добросовестности службы бухгалтерии, устранение сомнений, связанных с вопросами экономической деятельности организации, выявление и минимизация рисков — все это спасительные средства, позволяющие сохранить свои позиции на рынке. Рост числа инициативных аудиторских проверок, по нашему мнению, является одним из важных факторов, говорящих о том, что компании перестали относиться к процедуре аудита как некоему обременению со стороны государства и все больше и больше осознают значимость проведения аудита и наличия у себя аудиторского заключения, выданного независимой профессиональной аудиторской организацией».

Конкурсная касса
С другой стороны, ряд законодательных изменений привел и к оживлению на рынке обязательного аудита. В первую очередь речь идет об изменении критериев в конкурсах — теперь заказчик вправе устанавливать их таким образом, что цена услуг уже не является определяющим фактором.

В первую очередь необходимо отметить антидемпинговые меры при проведении конкурсов на выполнение услуг, поясняет Светлана Романова: «Последние поправки к закону № 44-ФЗ направлены на то, чтобы препятствовать искусственному занижению цен при проведении конкурса: если раньше на ценовой критерий при оценке заявки приходилось не менее 60%, что практически сводило к нулю влияние качества на выбор услуг, то теперь вес цены определен как не менее чем 30-процентная доля, что позволяет нам надеяться на приоритет качества над ценой. После долгих обсуждений и дискуссий о борьбе с демпингом и недобросовестными аудиторами, думаю, сейчас мы можем сказать, что сделан существенный шаг вперед. Проблема демпинга на рынке аудита не стоит так остро, и за приемлемую цену компании могут получить качественные услуги от квалифицированного поставщика».

Эти тенденции, впрочем, не ограничиваются только сферой обязательного аудита, а распространяются и на смежные сегменты. «Я бы не стала особо выделять сегмент обязательного аудита, уместнее вести речь скорее о рынке конкурентных закупок в целом, хотя обязательный аудит и занимает значительную его часть, — говорит Ирина Сухова. — Новые правила установки критериев на конкурсах по выбору аудиторов вступили в силу только в этом году, поэтому пока рано делать какие-то выводы. Но, думаю, в будущем году мы увидим, что это повлияет на рынок. Вместе с тем активность в секторе конкурентных закупок усилилась уже в текущем году, в этот процесс вовлекаются все новые и новые сегменты. Частные компании, для которых подобные требования необязательны, также начинают разрабатывать соответствующие регламенты, основываясь на лучших рыночных практиках».

Рынок не для всех
Еще одна важная тенденция, которую отмечают эксперты, — продолжение консолидации рынка. Мелкие компании постепенно, уже не первый год вымирают, но экономические сложности, похоже, ускорили этот процесс. «Страдают прежде всего небольшие аудиторские фирмы, — рассказывает Елена Хромова. — С одной стороны, в силу ужесточившихся требований законодательства они отсечены от аудита общественно значимых компаний. Количество аудиторов, имеющих квалификационный аттестат нового образца, на рынке невелико, при этом только аудитор с таким аттестатом имеет возможность работать с данными клиентами. С другой стороны, мелкий и средний бизнес, традиционно бывший вотчиной небольших игроков, испытывает серьезные трудности на фоне экономического кризиса и последовательно сокращает бюджеты на аудит и консалтинг, а то и вовсе отказывается от них. В результате число аудиторских фирм сокращается уже на протяжении нескольких лет».



«Мы видим, что небольшие компании постепенно покидают рынок обязательного аудита, переключаясь, например, на консалтинг, — говорит Светлана Романова. — В отличие от аудита консалтинг позволяет проявить творчество, предложить нестандартные решения. Аудит же не только сложная, трудоемкая и ответственная, но и сильно стандартизированная и регламентированная услуга. Так что, как мне кажется, движение малого бизнеса от аудита к консалтингу будет закономерным».

Кроме того, эксперт отмечает, что западные санкции, политика импортозамещения и в целом стремление российского государства ограничить доступ иностранцев к информации о российском бизнесе уже приводит к переделу рынка, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе. Но этот процесс будет не столь масштабным, как еще в прошлом году надеялись многие отечественные аудиторы, и, скорее всего, только ОПК и ограничится. «Что касается наметившейся тенденции отсекания возможности работы с рядом организаций — иностранных игроков, в том числе из «большой четверки», в частности ограничение на проведение аудита и оказание иных услуг предприятиям ОПК, — думаю, что даже если эти аудиторы будут вынуждены уйти из оборонки, не стоит надеяться, что российским аудиторам так же просто будет получить и других их клиентов», — полагает Светлана Романова.