BDO в СМИ:

Интервью Богдана Коцовского, генерального директора АО «БДО Юникон Бизнес Солюшнс»

03 июня 2019

— По вашему мнению, какие факторы за последнее время оказали влияние на потребителей консалтинга и обусловили тем самым спрос на услуги консультантов?

— Сегодня целый ряд факторов оказывает существенное влияние на потребности в консалтинге. Если говорить в первую очередь о консалтинге и IT-решениях для управления бизнес-процессами, то многие российские компании приобрели многолетний (более 10–15 лет) опыт эксплуатации собственных ERP-систем, накопили большие массивы исторических данных и, одновременно, не самые эффективные IT-решения и ландшафты. Разумеется, сам бизнес компаний развивался как под влиянием рынка и сложной экономической среды, так и с развитием производственно-технологической базы и, собственно, самих информационных технологий с переходом на цифровые платформы и приложения. Многим компаниям стало «тесновато» в своём IT-пространстве и на рынке консалтинга формируются новые потребности в модернизации информационных систем, а то и комплексной цифровой трансформации. Более того, много успешных примеров цифровой трансформации уже есть в мировой практике, например, с применением программного обеспечения SAP. Всё это в совокупности привело к тому, что компании осознают необходимость функционального обогащения информационных систем, более тесной интеграции и цифровизации сквозных бизнес-процессов, понимают ценность и возможность использовать накопившиеся данные для поддержки принятия решений.

С другой стороны, наметились сдерживающие факторы. Понимая масштабы комплексных изменений, не все компании готовы к очередному технологическому рывку уже на базе цифровизации не только организационно, но и экономически. В целях снижения рисков и экономии бюджета проекты разделяют на волны или пакеты задач. Разумеется, в этом случае может быть не столь ощутим бизнес-результат от проекта, но в определенных направлениях с применением инновационных решений могут достигаться значимые эффекты.

Рассчитывая на экономию и снижение зависимости от консалтинга, компании стараются сформировать собственные центры компетенций. Справедливости ради, стоит отметить, что такие центры компетенций формировать целесообразно, и опытные консалтинговые компании их приветствуют, если только они не превращаются в проектную контрольно-бюрократическую функцию и зачастую удорожают бюджеты в целом. В результате не столько занижается спрос на консалтинговые услуги и ответственность консультанта, сколько формируется попытка занизить справедливую стоимость консалтинговых услуг.

Спрос на услуги консалтинга также формирует тренд на импортозамещение. В IT-ландшафте, в первую очередь, компаний с государственным участием пересматривается часть продуктовых линеек, что влечёт изменение структуры услуг и влияет на скорость реализации проектов.

В целом же потребности бизнеса в развитии IT-решений в интересах конкурентоспособности превалируют. Об этом говорят текущие проекты и конкурсы, дефицит на рынке профессиональных ресурсов и рост рынка IT.

— Автоматизация каких бизнес-процессов была или стала наиболее востребованной со стороны бизнеса за последнее время? С чем это связано?

В частном секторе можно выделить несколько трендов. Во-первых, всё больше IT-проектов инициируют малые и средние предприятия. Крупный бизнес, как правило, процесс классической автоматизации уже прошёл. Сейчас он, с одной стороны, заинтересован в обработке и использовании того огромного объёма бизнес-данных, которые накоплены за годы эксплуатации информационных систем. С другой стороны, крупный бизнес переосмысливает возможности повышения эффективности бизнес-процессов за счет цифровизации и инноваций, и он подошёл к новому витку развития — цифровой трансформации. Это подводит нас ко второму тренду — спросу на «новые технологии», будь то большие данные или интернет вещей. Причём бизнес-заказчик не всегда понимает, на каком именно производственном участке можно применить ту или иную технологию максимально выгодно, и задача IT-консультанта не только «внедрить», но, прежде всего, проанализировать бизнес клиента и найти точки приложения инноваций так, чтобы извлекать из них максимальную выгоду.

Четвёртую промышленную революцию и приход киберфизических систем в производство и управление бизнесом уже не отменить, и крупный бизнес вынужден будет инициировать проекты цифровой трансформации в интересах конкурентоспособности и стабильного развития. Будут ли это комплексные программы цифровой трансформации или развитие наиболее чувствительных подсистем — например, промышленный интернет вещей, роботизация бизнес-процессов или цифровизация и интеллектуализация казначейской функции — это уже стратегический выбор компании. Но такие проекты уже активированы и будут набирать силу — безусловно, при стабильной экономике в отрасли и в целом.

 — Приведите один-два примера характерных и масштабных проектов, которые реализовала ваша компания в прошлом году или продолжает реализовывать сегодня. Какова основная цель данных проектов, что в итоге приобретает заказчик, и какие преимущества он получает при сотрудничестве с вами?

— Каждый год наша компания реализует несколько масштабных проектов внедрения, преимущественно на бизнес-решениях SAP. Каждый из этих проектов несет значимый вклад для бизнеса наших клиентов. В качестве примера приведу два крупнейших проекта, которые за последние пару лет получили признание профессионального сообщества и были удостоены высшей награды Quality Awards в России и СНГ в самой престижной категории «Трансформация бизнеса».

В январе 2019 года наша компания вместе с заказчиком запустила в промышленную эксплуатацию систему ERP для управления бизнес процессами предприятий в 50 подразделениях в крупнейшем Норильском промышленном районе и в головной компании «Норникеля». Это Проект с большой буквы и, пожалуй, это самое масштабное и полнофункциональное внедрение решений SAP за последние годы в нашей стране, а в металлургической и горнодобывающей отраслях — наверняка и в мире. На сегодняшний день в единой системе трудятся порядка 10 тысяч сотрудников «Норникеля», и это только начало проникновения цифровых технологий в компанию. Этот проект обеспечил для такого промышленного гиганта, как «Норникель», полнофункциональное решение для управления многообразием бизнес-процессов по всей цепочке добавленной стоимости, едиными стандартами и унифицированными данными, а также предоставляет базу для дальнейшего развития технологий и культуры управления.

Другим крупным и знаковым для нашей команды стал проект по созданию единой унифицированной системы управления ресурсами на базе решений SAP в концерне «Росэнергоатом», единственной в России компании — операторе атомных электростанций. Централизованная система была развернута с 2017 года на всех российских АЭС и в других филиалах компании, объединив все филиалы в единое информационное пространство. Теперь решение ERP используют более 4500 сотрудников, и оно стало ядром цифровой трансформации концерна. Продолжением проекта явилось внедрение, автоматизированной системы управления стоимостью и графиком строительства АЭС. Эта уникальная система позволит эффективно управлять стратегическим и оперативным бюджетированием, а также контролем фактического исполнения всех работ при сооружении АЭС. В прошлом году в опытную эксплуатацию была запущена первая очередь системы, сейчас мы продолжаем работать над проектом.

— Будучи проводником технологий для бизнеса и общества, сфера консалтинга постоянно осваивает новые решения. Приведите, пожалуйста, примеры актуальных решений и инноваций, связанных с цифровым бизнесом и цифровой экономикой. В чем их роль, преимущества и перспективность в нынешних экономических, хозяйственных и общественных процессах.

— Производственные компании заинтересованы в использовании возможностей интернета вещей и больших данных, последние в свою очередь используются для машинного обучения и прогнозной аналитики, что позволяет выбирать правильные режимы работы оборудования, уменьшать количество поломок и простоев. Компьютерное зрение помогает отслеживать качество продукции, замечать нарушения техники безопасности и многое другое. Хорошие результаты показывают технологии виртуальной и дополненной реальностей, на их основе получаются эффективные обучающие тренажеры и помощники. Бизнес-целью инноваций, безусловно, является получение конкурентных преимуществ, новых возможностей и инструментов для адаптации компании к меняющимся условиям и конечном итоге — повышения её эффективности и доходности. Но существует и социальный контекст: инновации делают работу и жизнь человека безопаснее, удобнее, качественнее, расширяют спектр его возможностей. Об этом мы тоже стараемся каждый раз напоминать нашим клиентам и сами придерживаемся этой концепции. Наша практика подтверждает, что такие идеи и инициативы лучше приживаются и дают максимальный эффект.

— Набирающая обороты цифровизация усиливает внимание к развитию и поддержке информационной и цифровой безопасности — как со стороны пользователей решений, так и со стороны их создателей. С чем это связано и почему вопросы безопасности становятся все более насущными. Какие риски несут в себе процессы цифровизации?

— Безусловно, когда весь бизнес в «цифре», то компании проявляют значительный интерес к внедрению решений по информационной безопасности. Бизнес становится более консервативными в выборе IT-платформ и продуктов. Число бизнес-приложений и объем данных растут по экспоненте, кроме того, появляются новые типы атак с использованием технологий искусственного интеллекта и даже атак на алгоритмы искусственного интеллекта. Угроз IT-системам стало так много, что, чтобы успеть за ними, IT-безопасность постоянно сегментируется и усложняется. Чтобы в полной мере соответствовать требованиям цифрового бизнеса, IT-безопасность должна быть очень плотно встроена в бизнес-процесс и пронизывать все подразделения бизнеса. И, конечно, она должна быть готова оперативно меняться вслед за своим объектом защиты.

— Как вы считаете, каким образом передовые технологии влияют на трансформацию консалтинговых услуг у нас в стране? Какие инновации для консалтинга сегодня являются актуальными и насколько они соответствует мировым тенденциям?

— Чтобы соответствовать требованиям цифрового бизнеса, консалтинг тоже становится «цифровым» и инновационным. Это, во-первых, выражается в освоении консультантами новых компетенций в сфере машинного обучения, больших данных, , искусственного интеллекта. Безусловно, классические «большие» проекты трансформации бизнеса тоже имеют место быть, но инновации — это то, что сейчас у всех на устах. Во-вторых, меняется подход к организации процесса — заказчик и консультант всё больше становятся партнёрами, в том числе в сфере совместных инноваций. Такой путь развития позволяет в рамках проектных инициатив создавать наиболее востребованные бизнесом решения, которые проходят апробацию непосредственно на полях заказчика. Пример такого подхода — создание инновационных лабораторий, фокусирующихся на поиске точек применения новых технологий и разработке инновационных решений. В прошлом году такая лаборатория появилась в нашей компании, и сегодня в её активе уже несколько десятков разработок. По моему мнению, будущее именно за инновационным консалтингом.

— Одним из масштабных направлений бизнеса группы БДО Юникон является аутсорсинг. Расскажите, пожалуйста, вкратце, как сегодня представлены современные технологии аутсорсинга и в чем преимущество их применения заказчиком? Поддаются ли эти решения влиянию цифровых технологий, если да, то как?

— В нашей компании активно развивается два направления аутсорсинга —аутсорсинг приложений (поддержка IT-систем и пользователей) и аутсорсинг бизнес-процессов. Аутсорсинг приложений набирает обороты, т.к. масштабы систем выросли, многие компании используют интегрированные решения, в которых работают десятки тысяч пользователей. Их ежедневная поддержка становится ключевой задачей IT-сервиса, и передача поддержки на аутсорс экономически целесообразна.

Аутсорсинг бизнес-процессов сегодня — это не просто дешёвая рабочая сила. Он предполагает анализ и оптимизацию процесса, автоматизацию низкоуровневых повторяющихся операций. При этом заказчик получает доступ к экспертизе провайдера, сокращает инвестиции в процессы, которые не являются для бизнеса ключевыми; снижает риски; получает возможность быстрого масштабирования функции; повышает эффективность процесса, который передается на аутсорсинг. Мы постоянно внедряем новые технологии, которые позволяют сократить вовлеченность человека в процесс и повысить надежность расчетов и решений. Автоматизация ввода первичных документов, инструменты employee self-service, HR-боты, интеграция различных финансовых и кадровых систем — это обязательные элементы ежедневной работы с заказчиком.

СМИ:  RAEX