Обзор изменений законодательства:

Обзор федерального закона от 01.07.2021 № 236-ФЗ

20 июля 2021

Федеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории Российской Федерации» (далее — Закон) регулирует деятельность иностранных лиц в Интернете на территории России.

Цель принятия Закона — обеспечить в России равные условия деятельности российских и иностранных лиц.

I. Сфера действия Закона

В Законе установлено, что его действие распространяется на иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации (далее — РФ). При этом речь не идет о расширении территориальных границ РФ на виртуальное пространство всемирной сети. Законодатель имеет в виду ряд признаков деятельности иностранных лиц, совокупность которых позволяет применять к ним положения Закона, в частности:

  1. Иностранное лицо осуществляет любую не запрещённую в РФ деятельность.
  2. Иностранное лицо является владельцем информационного ресурса:
  • интернет-сайта;
  • страницы на интернет-сайте;
  • информационной системы;
  • программы для электронных вычислительных машин (например, компьютерные программы или мобильные приложения);

с числом посетителей на территории РФ более 500 000 в день.

  1. Дополнительно должно соблюдаться хотя бы одно из следующих условий:
  • на информационном ресурсе есть информация на русском языке / государственных языках республик РФ / языках народов РФ;
  • на информационном ресурсе распространяется реклама, направленная на российских потребителей;
  • иностранное лицо обрабатывает сведения о пользователях, находящихся в РФ;
  • иностранное лицо получает деньги от российских лиц.

Кроме того, действие Закона распространяется и на:

  1. иностранных провайдеров хостинга или иных лиц, обеспечивающих размещение информации в Интернете, в том числе для пользователей, находящихся на территории РФ;
  2. операторов рекламных систем (иностранные лица, обеспечивающие деятельность информационного ресурса, который предназначен и используется для организации распространения в Интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся в том числе на территории РФ, посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов);
  3. организаторов распространения информации в Интернете (иностранные лица, обеспечивающие функционирование информационных ресурсов, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей Интернета, в том числе находящихся на территории РФ).

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор) определяет, на каких лиц, относящихся к названным выше трем категориям, распространяется действие Закона.

II. Требования Закона

На иностранных лиц, описанных в разделе I настоящего обзора, Закон налагает следующие обязанности.

  1. Создать электронную форму для обращений российских граждан и организаций.
  2. Создать личный кабинет (далее — ЛК) на сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами. Через ЛК будет происходить обмен юридически значимыми сообщениями. Также через ЛК необходимо подать заявление о включении в создаваемый перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в Интернете на территории РФ (далее — Реестр иностранных лиц).
  3. До 1 января 2022 года создать на территории РФ филиал, представительство или юридическое лицо (далее — Представительство) и обеспечить его функционирование. Представительство должно:
  • принимать обращения российских граждан и организаций;
  • исполнять решения российских судов и государственных органов;
  • представлять интересы иностранного лица в российских судах;
  • удалять нарушающую законодательство РФ информацию или ограничивать доступ к ней;
  • предоставлять сведения по требованию Роскомнадзора (это может быть, например, информация, позволяющая идентифицировать владельца сайта).

III. Полномочия Роскомнадзора

Роскомнадзор ведет Реестр иностранных лиц, запрашивает информацию, организует мониторинг информационных ресурсов, утверждает методику определения количества пользователей в сутки.

В Реестре иностранных лиц содержатся сведения об информационных ресурсах с аудиторией в РФ более 500 000 человек в день, сведения о владельцах таких информационных ресурсов и о примененных к ним санкциях.

Если число находящихся в РФ посетителей информационного ресурса не превышает 500 000 в течение трех месяцев, иностранное лицо может направить в Роскомнадзор требование об исключении из Реестра иностранных лиц. Если количество посещений не превышает 500 000 в течение шести месяцев, то Роскомнадзор исключает иностранное лицо из Реестра иностранных лиц самостоятельно, без специального заявления от иностранного лица.

IV. Последствия несоблюдения требований Закона

Законом предусмотрены следующие санкции за нарушение его положений:

  1. информирование находящихся в РФ пользователей информационного ресурса о нарушении его владельцем требований законодательства РФ (через поисковики при выдаче информации о нарушителе);
  2. запрет рекламы иностранного лица и его информационного ресурса на территории РФ;
  3. запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе (запрет для рекламодателей);
  4. ограничение осуществления денежных переводов и приема платежей от российских лиц на территории РФ;
  5. запрет на поисковую выдачу;
  6. запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
  7. частичное ограничение доступа к информационному ресурсу;
  8. полное ограничение доступа к информационному ресурсу.

Эти санкции могут применяться в следующих случаях:

a) нарушение требований Закона, в том числе:

  • не создана электронная форма для обращений российских лиц;
  • не зарегистрирован ЛК на сайте Роскомнадзора;
  • к 1 января 2022 года не открыто Представительство;

b) нарушение требований иных законодательных актов, в том числе:

  • несоблюдение требования об удалении информации или об ограничении доступа к ней;
  • несоблюдение правил работы с персональными данными;
  • неисполнение требований по предоставлению информации о рекламе в Роскомнадзор (санкции применяются с 1 сентября 2022 г.).

К иностранному лицу может быть применено несколько мер одновременно. При этом разные санкции могут применяться в разных случаях. Так, при неисполнении требований Закона могут применяться только первые четыре меры, указанные в списке выше. Если через 30 дней после применения этих мер лицо продолжает не исполнять свои обязанности, то к нему могут быть применены меры 5 — 8.

V. Особенности вступления Закона в силу

Закон вступил в силу 1 июля 2021 года, однако его основные положения должны вступить с силу только в 2022 году. Так, требование о создании Представительства вступает в силу 1 января 2022 года, а положение о возможности применения санкций (раздел IV данного обзора) в случае непредставления информации о рекламе в Роскомнадзор в нарушение требований законодательства о рекламе, — 1 сентября 2022 года.

    VI. Основные выводы

    Действие Закона распространяется на владельцев крупных интернет-сайтов (страниц сайтов, программ) с аудиторией на территории РФ более 500 000 пользователей в день, на которых публикуется информация на русском языке (языках субъектов/народов РФ) или реклама, направленная на российских потребителей, или собираются данные о пользователях, находящихся на территории РФ, или владелец таких сайтов получает деньги от российских лиц. Дополнительно действие Закона распространяется на ограниченный круг лиц, определяемый Роскомнадзором (провайдеры, рекламные системы, операторы распространения информации).

    Действие Закона может распространяться на владельцев любых информационных ресурсов в Интернете — в том числе на развлекательные сайты, интернет-магазины, поисковики, мессенджеры, СМИ, провайдеры хостинга и др.

    При этом, исходя из буквального понимания текста Закона, его требования могут распространяться и на физических лиц (например, блогеров, стримеров, иных публичных лиц в Интернете). Однако сфера действия Закона, скорее всего, не будет включать себя этих лиц, поскольку целью Закона в первую очередь является воздействие на иностранных IT-гигантов (например, Google или Facebook).

    По мнению ряда экспертов, требования Закона затронут только около 20 крупнейших компаний. Среди них, например, социальные сети Facebook и Twitter, поисковые системы Google и Bing, почтовый сервис Gmail, мессенджеры WhatsApp и Telegram.

    Еще раз отметим, что все иностранные лица, на которых распространяется действие Закона, должны к 1 января 2022 г. открыть на территории РФ филиал или представительство, или учредить российское юридическое лицо. В случае несоблюдения этого требования к иностранным лицам могут применяться ограничительные меры — запрет рекламы, запрет денежных переводов, ограничение доступа к информационному ресурсу и др.

    Настоящий обзор не является исчерпывающим описанием всех изменений Закона, не представляет собой юридическое заключение по изложенным в нем вопросам, а также не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной практической ситуации.

     

    * * *

    Специалисты АО «БДО Юникон» всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения новых положений законодательства, а также поддержку в их применении на практике.