Обзор изменений законодательства:

Закон о цифровых финансовых активах

07 октября 2020

Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон) регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в России.

Закон вступает в силу 01.01.2021, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу 09.01.2021.

Лица, осуществляющие деятельность по организации выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов или по организации совершения сделок с такими активами, обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона до 01.06.2021.

Цифровые финансовые активы

Закон вводит понятие цифровых финансовых активов (далее — ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, предусмотренные решением о выпуске ЦФА в установленном законом порядке, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Такие цифровые права могут включать:

  • денежные требования;
  • возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
  • права участия в капитале непубличного акционерного общества;
  • право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

Право выпускать ЦФА Закон предоставляет юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Решение о выпуске ЦФА должно содержать указание на информационную систему, в которой выпускаются цифровые финансовые активы, и на ее оператора.

Приобретать ЦФА вправе любые лица, которые одновременно являются пользователями информационной системы, в которой учитываются такие ЦФА, и имеют доступ к такой системе.

Банк России вправе:

  • определить признаки ЦФА, которые смогут приобретать только квалифицированные инвесторы;
  • определять признаки ЦФА, приобретение которых неквалифицированными инвесторами будет ограничено определенной суммой вложений.

Оператор информационной системы

Ведение информационной системы, в которой осуществляется выпуск, оборот и учет ЦФА, осуществляется специализированным субъектом — оператором информационной системы.

Оператором информационной системы может быть юридическое лицо, личным законом которого является российское право, в том числе:

  • кредитная организация;
  • лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность;
  • лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется учет прав на акции непубличного акционерного общества, выпущенные в виде ЦФА, должен иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра.

Оператор информационной системы должен быть включен в специальный реестр операторов информационных систем, который ведется Банком России, а также соответствовать требованиям, предъявляемым к квалификации и деловой репутации лиц, выполняющих функции по управлению оператором информационной системы, а также к некоторым сотрудникам оператора такой системы (например, к главному бухгалтеру).

Оператор обеспечивает:

  • предоставление доступа к информационной системе, в которой осуществляется выпуск ЦФА;
  • ведение реестра пользователей такой информационной системы;
  • функционирование такой системы.

Сделки с ЦФА

Законом допускается оборот ЦФА на территории России. В частности, они могут быть предметом сделки купли-продажи, обмениваться на иные виды ЦФА, становиться предметом залога.

Сделки с ЦФА осуществляются через оператора обмена ЦФА, сведения о котором также необходимо внести в специальный реестр Банка России. Кроме того, предусмотрены квалификационные требования к руководителю и должностным лицам.

Одно и то же лицо может быть одновременно и оператором информационной системы, и оператором обмена ЦФА, если оно соответствует требованиям, предъявляемым к этим субъектам.

Изменения законодательства об акционерных обществах и рынке ценных бумаг

Законом были внесены изменения в ряд действующих законодательных актов. В настоящем обзоре будут рассмотрены изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее — Закон об АО) и Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее — Закон о РЦБ).

  1. Новой редакцией статьи 25 Закона об АО предусматривается, что акции непубличного общества могут быть выпущены в виде цифровых финансовых активов с учетом особенностей и условий, определенных Законом.

Выпуск ЦФА запрещается Законом, если ранее акционерным обществом уже были выпущены акции в обычной (бездокументарной) форме. Соответственно в новой редакции Закона об АО запрещается вносить изменения в устав АО, связанные с возможностью либо исключением положения устава о возможности выпуска ЦФА.

Устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде ЦФА, должен предусматривать учет акций в виде ЦФА в информационной системе, в которой осуществляется выпуск ЦФА. Также уставом такого акционерного общества могут быть предусмотрены способы:

  • созыва и проведения общего собрания акционеров;
  • уведомления акционеров об осуществлении корпоративных действий, предусмотренные правилами информационной системы.
  1. Закон о РЦБ в части регулирования деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг дополнен:
  • положениями о реестре акций непубличного акционерного общества в виде ЦФА;
  • положениями, регулирующими особенности осуществления прав по ценным бумагам, учитываемым на лицевом счете (счете депо) ЦФА.

Если ЦФА предусматривают возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, такие эмиссионные ценные бумаги должны учитываться на лицевом счете (счете депо) ЦФА, открытом лицу, которое выпускает ЦФА и осуществляет права по указанным эмиссионным ценным бумагам.

Лицо, выпускающее ЦФА, которые удостоверяют возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, осуществляет права по учитываемым на лицевом счете (счете депо) ЦФА ценным бумагам в соответствии с указаниями обладателей ЦФА. Условия, порядок и сроки направления таких указаний устанавливаются решением о выпуске ЦФА.

Также лицо, которому открыт лицевой счет (счет депо) ЦФА, осуществляет право на участие в общем собрании акционеров по ценным бумагам, права в отношении которых удостоверяются ЦФА, при условии, что обладатели ЦФА дали указания голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, и эмитенту предоставлена информация о таких лицах.

Этому же лицу выплачиваются дивиденды в денежной форме по ценным бумагам, учитываемым на лицевом счете (счете депо) ЦФА, после чего они подлежат передаче обладателям ЦФА, которые удостоверяют право на их получение, в порядке и в сроки, предусмотренные решением о выпуске ЦФА.

Цифровые валюты

Наряду с ЦФА, Закон предусматривает еще один новый объект регулирования — криптовалюту. Однако вместо этого известного термина в Законе используется другой — "цифровая валюта".

Цифровая валюта определяется в Законе как совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей России, денежной единицей иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора или узлов информационной системы, обязанных обеспечивать только соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему по ее правилам.

Под данное в Законе определение цифровой валюты могут подпадать не только криптовалюты, но и иные инструменты, которые могут быть приняты как средство платежа: например, бонусы, используемые при реализации программ лояльности.

Оборот цифровых валют

Закон разрешает выпуск и переход цифровой валюты от одного обладателя к другому на территории России, но на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за любые товары, работы, услуги или иные объекты Законом установлен запрет.

Данная норма ограничивает использование цифровой валюты на территории России, делает ее применение экономически невыгодным.

Судебная защита по требованиям, связанным с цифровой валютой, будет предоставляться только в случае информирования владельцами цифровой валюты налоговых органов о фактах обладания цифровой валютой и совершении сделок с ней.

Вид объектов гражданских прав, к которым относится цифровая валюта, в Законе прямо не указан. При этом внесены отдельные изменения в Федеральные законы от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в которых цифровая валюта признается имуществом для целей соответствующих федеральных законов.

Общая оценка Закона

Несмотря на то, что Закон содержит основные понятия и положения, многие вопросы нуждаются в дополнительном регулировании. Например:

  • Закон не содержит положений об ответственности за нарушения порядка выпуска и обращения ЦФА и цифровых валют;
  • не урегулированы отношения, касающиеся выпуска и оборота цифровой валюты;
  • введенные Законом понятия не совпадают с понятиями, используемыми в профессиональном сообществе (например, понятие цифровой валюты и криптовалюты);
  • многие понятия, распространенные на практике, остались нераскрытыми — отсутствует понятие майнинга, токена, криптобиржи и т.д.

Тем не менее, принятие Закона имеет важное значение: это первый шаг для дальнейшей легализации в России бизнеса, связанного с криптовалютами.

* * *

Специалисты БДО Юникон всегда рады оказать Вам необходимую помощь в части разъяснения новых положений законодательства и поддержку в их применении на практике.