МСФО на практике:

МСФО (IFRS) 15 в розничной торговле — гарантии

28 октября 2018

Розничные товары очень часто продаются с гарантией того, что они будут функционировать должным образом в течение определенного периода времени. Бухгалтерский учет зависит от следующих факторов:

  • может ли покупатель приобрести гарантию отдельно;
  • является ли гарантия частью общего пакета товаров, проданных покупателю и, если да, предоставляет ли гарантия просто уверенность в том, что товары соответствуют характеристикам, согласованным в спецификации к договору.

Под характеристиками, согласованными в договоре, часто понимается уверенность (гарантия), что товар будет должным образом функционировать в течение оговоренного срока, возможна также ссылка на требования законодательства.   

Если покупатель может купить гарантию отдельно от товаров, то гарантия учитывается отдельно. Если гарантия является частью общего пакета, то она просто гарантирует соответствие спецификациям, согласованным в договоре, — в этом случае она не подлежит отдельному учету. Если же гарантия выходит за рамки простого соответствия указанным спецификациям, тогда она учитывается отдельно, независимо от того, была ли она идентифицирована как отдельный компонент сделки.

Кроме этого, товары могут быть проданы с гарантией, выданной на определенной срок (например, 12 месяцев), с возможностью продлить срок гарантии на следующие 12 месяцев по сниженной цене. В этих случаях, вознаграждение, полученное за первые 12 месяцев гарантии, должно быть поделено между первоначальной 12-месячной лицензией и правом на продление, где выручка, относящаяся к праву на продление, откладывается и признается в будущий период.

Частая практика — предоставление покупателю бесплатной или продленной гарантии, в качестве побуждения к покупке.  

При определении того, является ли гарантия отдельной обязанностью к исполнению по МСФО (IFRS) 15, ключевым является определение — это «гарантия надлежащего качества» (которая часто требуется законодательством) или гарантия, которая может быть отдельно продана. Гарантия надлежащего качества не требует изменений в учете (не является отдельной обязанностью к исполнению, так как вся ее роль — гарантировать, что проданный товар должным образом функционирует). Однако расширенная гарантия, которая может быть отдельно продана, требует отдельного учета, что влечет за собой отложенную выручку. 

Следующее дерево решений поможет понять, какая гарантия имеет место — «гарантия надлежащего качества» или «гарантия-услуга», и подскажет соответствующий учет:

msfo-15-retail-3-shema.png

Пример: «Гарантия надлежащего качества»

Вопрос

Производитель А продает ноутбуки с 12-месячной гарантией, которая дает уверенность, что в течение 12 месяцев ноутбук будет работать как предназначено. Гарантия не продается отдельно. Как следует учитывать подобную гарантию?

Ответ

Так как гарантия предоставляет покупателю уверенность, что ноутбук будет работать как предназначалось в течение 12 месяцев, производитель А должен учитывать «Гарантию надлежащего качества» в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», то есть создается оценочное обязательство в размере ожидаемых затрат на ремонт продукта в течение последующих 12 месяцев. Обычные гарантии надлежащего качества не приводят к изменению текущей практики признания выручки, так как не представляют собой отдельную обязанность к исполнению.

 

Пример: предоставление бесплатной расширенной гарантии

Вопрос

29 июня 2018 года розничный продавец С запустил рекламную кампанию по продвижению продаж стиральных машин. Продажная цена стиральной машины — 1000 долларов. Покупатели получают бесплатную 24-месячную расширенную гарантию дополнительно к 12-месячной стандартной гарантии. Аналогичная 24-месячная расширенная гарантия может быть куплена у производителя за 200 долларов. Как розничный продавец С должен учесть данную продажу? Предположим, что цена обособленной продажи стиральной машины — 1000 долларов.

Ответ

Часть продажной цены должна быть распределена на расширенную гарантию на основании относительной цены обособленной продажи.

Компоненты договора

Цена обособленной продажи

Выручка

Стиральная машина

$1 000

$833 ($1 000x($1 000/$1 200))

Расширенная гарантия

$200

$167 ($1 000x($200/$1 200))

 

$1 200

$1 000

 

Розничный продавец С признает выручку в размере 833 долларов в момент продажи стиральной машины. Выручка в сумме 167 долларов откладывается до момента исполнения обязанности по гарантии. 

До перехода на МСФО (IFRS) 15 предыдущая практика учета предполагала признание выручки в сумме 1 000 долларов и оценочного обязательства по МСФО (IAS) 37.

 

30 июня 2018

30 июня 2019

30 июня 2020

Всего

МСФО (IFRS) 15

 

 

 

 

Стиральная машина

$833

-

-

$833

2 года расширенной гарантии

 

$84

$84

$167

Total

$833

$84

$84

$1 000

 

 

 

 

 

МСФО (IAS) 18

 

 

 

 

Стиральная машина

$1 000

-

-

$1 000

  

Практическое влияние на системы и процессы

Примеры практического влияния на системы и процессы для розничного продавца С.

На процессы:

  • идентификация 2-х обязанностей к исполнению,
  • разработка подхода к определению цены обособленной продажи по расширенной гарантии.

Для этого проанализируйте следующие вопросы:

  • как много конкурентов оказывает подобную услугу,
  • оцените цену, которую покупатель готов заплатить,
  • используйте подход ожидаемые затраты + соответствующая маржа.

На систему:

систему необходимо настроить таким образом, чтобы в ней было можно:

  • разделить сделку на 2 компонента на дату продажи,
  • распределить и отложить признание части выручки.

Читайте следующую статью цикла «Применение МСФО (IFRS) 15 в розничной торговле — стимулы для покупателей»