BDO в СМИ:

Подсчеты постороннего

04 декабря 2019

Передать стороннему исполнителю ведение бухгалтерии, налогового и кадрового учета – сегодня это уже нестрашно. Избавиться от этих забот не удастся, но сэкономить на них – вполне.

Аутсорсинг учетных функций позволяет бизнесу забыть о бухгалтерских вопросах: кто когда должен идти в отпуск, кому сколько платить зарплату с учетом больничного, как рассчитываться с налоговой и обновлять необходимые лицензии. Все что нужно – заключить договор с аутсорсинговой компанией, которая возьмет на себя расчет заработной платы, кадровое администрирование, подбор персонала, компенсации и льготы, увольнения, нормирование труда, предоставление временного персонала, полное бухгалтерское сопровождение, ведение участков бухгалтерского и налогового учета, подготовку корпоративной отчетности по МСФО, финансовый консалтинг, функции главного бухгалтера.

Rating Review спросил у лидеров рынка аутсорсинга учетных функций, как выбрать подходящую компанию-партнера для своего бизнеса. Сделать это с каждым годом сложнее, потому что рынок растет.

По словам заместителя генерального директора по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing Людмилы Шустеровой, рост составляет около 10% в год.

Причем увеличивается не только число заказчиков, но и количество аутсорсинговых компаний, а это неизбежно влечет за собой снижение качества услуг. «Небольшие компании зачастую не могут обеспечить качество учета, аналогичное уровню, который задают лидеры рынка. Вместе с тем, к сожалению, не все заказчики могут оценить качество на этапе заключения договора и проблемы выявляются позже, в критических ситуациях: выездной проверке ФНС, судах с контрагентами, конфликте с сотрудниками и недружественном увольнении, разглашении информации конкурентам», - объяснил RR партнер БКГ «Информаудитсервис» Михаил Брюханов. 

Клиенты недобросовестных аутсорсинговых компаний в итоге разочаровываются во всем аутсорсинге в принципе. Чтобы не попасть в число обиженных, не нанимайте непроверенную компанию. Рейтинг от RAEX, который мы публикуем ниже, поможет вам в выборе.

Аутсорсинг – это для кого?

Эффект от аутсорсинга более заметен, когда речь идет о малых компаниях. 

Наталия Рахманова, директор департамента аутсорсинга и бухучета АКГ «Созидание и Развитие»

Особенно эффективен аутсорсинг учетных функций для начинающих и малых предприятий, когда речь идет не просто об оптимизации бизнеса, а фактически о выживании в нашей сегодняшней налоговой действительности. У таких предпринимателей может просто не быть средств, чтобы принять в штат квалифицированного бухгалтера. А ошибки в исчислении налогов и последующие санкции могут быстро довести бизнесмена-новичка до разорения. Для среднего и крупного бизнеса проблема ведения бухгалтерского и налогового учета не стоит так остро. Эти компании имеют возможность содержать штатную бухгалтерию, однако вопросы, связанные с профессионализмом сотрудников и оптимизацией затрат, важны и для них. Часто такие компании передают на аутсорсинг трудоемкие или специфические функции (например, расчет зарплаты или анализ конкурентной среды). Наша компания оказывает услуги как среднему и малому бизнесу, так и крупному. Крупные компании, которые имеют штатную бухгалтерию, передают нам ведение отдельных участков бухгалтерского учета, например, расчет заработной платы, проверку начисления налогов, кадровый и воинский учет. Компании среднего и малого бизнеса заказывают полное ведение бухгалтерского и налогового учета, включая сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности.

«Ожидания малого и крупного бизнеса от аутсорсинга сильно отличаются, - добавила Людмила Шустерова. - Малый бизнес, как правило, получает стандартный пакет с фиксированным бюджетом, тогда как у крупного бизнеса требования гораздо выше. Крупные компании ожидают приспособленных именно под них решений, повышение эффективности бизнес-процесс, эффективных IT-решений, инноваций».

Директор по развитию «Северсталь ЦЕС» Татьяна Ревякина считает, что для небольшой компании аутсорсинг – верный выбор: «Если нет желания самостоятельно искать бухгалтера, переживать, что сотрудник уйдет в декрет, заболеет, уволится; нет желания каждый день общаться с ним на бухгалтерскую тематику, в которой не сильно разбираетесь; хотите понимать, почему вы платите за сопровождение учетной функции 100 рублей, а не 90 и как вы на это можете повлиять, то аутсорсинг – взвешенное и правильное решение». 

Аутсорсинг — это выгодно

Если ваша компания использует аутсорсинг учетных функций, вам не нужно платить зарплату сотрудникам бухгалтерии, не надо вносить социальные налоги, оплачивать отпуска, больничные, обеспечивать рабочее место. «Оценить эффект экономии можно опытным путем, он составляет от 10 до 30%», - рассказал Михаил Брюханов.

Не стоит также забывать выгоду от сервиса, которая выражается не в деньгах. Ведь есть еще такие показатели, как повышение управляемости, прозрачность, а еще отсутствие стресса, ваше личное спокойствие и уверенность в том, что все будет сделано правильно и в срок. Полезный выигрыш также – свободное время, которое можно потратить на развитие бизнеса, а не на оформление бумажек.

Наталия Рахманова из департамента аутсорсинга и бухучета АКГ «Созидание и Развитие» объяснила, что аутсорсинговая компания может делать всё: бухгалтерский, кадровый учет, услуги бэк-офиса и логистики. «При этом если у контролирующих органов возникли претензии к компании по вине сотрудника аутсорсинговой компании (неверно исчисленные налоги, несвоевременно сданная отчетность и т.п.), то компания-аутсорсер покрывает издержки клиента из собственных средств или из средств страховой компании», - добавляет эксперт. Покрытие издержек прописывается в договоре: Если аутсорсер-исполнитель нанес Заказчику своими действиями материальный ущерб, то он обязан этот ущерб компенсировать, включая штрафы (ст. 12, 15, 393 ГК). «В ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Поэтому, если ваша бухгалтерия полностью отдана на аутсорсинг, и вам неожиданно позвонили с претензиями из налоговой, то вы имеете полное право тут же позвонить с претензиями в свою аутсорсинговую компанию», - сказала Рахманова.

Татьяна Ревякина («Северсталь ЦЕС») предупреждает: «Не нужно нанимать аутсорсинговую компанию в надежде забыть обо всем. Аутсорсинг инструмент, он гибкий и емкий по своим возможностям, но если мы говорим о качественном аутсорсинге, о высоких стандартах сервиса, то провайдер оценивает риски со своей стороны и согласиться на все – значит не думать о своей репутации».

Аналогичный совет дает Людмила Шустерова из BDO Unicon Outsourcing: «У вас должен быть доступ к информационной базе данных, где ведется учет, вы должны получать копии всей сданной отчетности. Если провайдер не предоставляет вам такой информации, у вас могут возникнут сложности, как минимум при аудиторской проверке или смене поставщика услуг».

О минусах

Аутсорсинг будет проигрывать в оперативности обычной бухгалтерии. «Это не значит, что аутсорсинг хуже обычной бухгалтерии. Это значит, что аутсорсинг – это замена функции, процессно-ориентированный подход, от которого клиент всегда выигрывает в целом, возможно, проигрывая в каких-то деталях», - объяснил Брюханов.

Просто нанять аутсорсинговую компанию и ничего не делать не получится, потому что нужно всегда быть на связи. «В идеале, стоит назначить одного сотрудника, ответственного за оперативную передачу первичных документов аутсорсеру, который будет общаться с исполнителем, вовремя сообщать ему информацию о сделках», - добавила Наталия Рахманова.

 

Rating Review