BDO в СМИ:

Интервью генерального директора BDO Unicon Outsourcing Сергея Тиунова

09 июля 2020

— Расскажите, какие факторы влияли на обращение ваших заказчиков за услугами аутсорсинга учётных функций в 2019 году?

— Аутсорсинг бухгалтерского учёта и кадрового делопроизводства у крупного провайдера — это гораздо больше, чем просто услуги бухгалтера или кадровика. Заказчик получает доступ к богатой методологической библиотеке, IT-наработкам, оптимальным бизнес-процессам. По этим причинам компании предпочитали не инвестировать в непрофильные бизнес-процессы, а заказывать эти услуги у профессионального провайдера.

— На примере вашей компании, какие направления работ были наиболее востребованы и почему?

— На аутсорсинг к нам стали приходить более крупные международные компании, которым проще начать сотрудничать с провайдером, передав на обслуживание какой-то один процесс или функцию. В нашем случае это выразилось в росте запросов на услуги по расчёту зарплаты и других участков учета. Также бизнес-среда становится более зрелой и приходят не просто «отдать ненужное», но и сначала проанализировать процессы, построить дорожную карту оптимизации функции. С этим, конечно же, сопряжена автоматизация процессов: формирование корпоративной отчётности, контроллинг, бюджетирование. На глобальном рынке все более популярной становится HRM-система Workday и работа с ней в российских реалиях требует также настройки обмена данными между локальной учётной системой и глобальной, что обусловлено особенностями российского законодательства.

— Какие услуги востребованы со стороны заказчиков в настоящий момент?

— Во время карантина у нас резко вырос спрос на перевод клиентов на электронный документооборот. Если в начале 2020 года только 10% наших клиентов отказались от бумажных носителей, то в конце апреля эта цифра выросла до 25%.

— Передача каких бизнес-процессов может стать наиболее актуальной в нынеш¬ней ситуации, в том чи сле в связи с популяризацией дистанционного режима работы?

— Поработав дистанционно, люди стали более открытыми к формату работы, когда конкретный специалист может не сидеть за соседним столом. Мы уже заметили всплеск интереса со стороны компаний, которые раньше не интересовались нашими услугами, а теперь стали рассматривать аутсорсинг как подходящую опцию во время нестабильности. Очевидно, что сейчас компании будут анализировать и оптимизировать расходы, стараясь сосредоточиться на основных бизнес-процессах. Поэтому мы ожидаем рост спроса на услугу обследования кадровых и бухгалтерских бизнес-процессов организации, а также повышение ожиданий клиентов в области автоматизации и роботизации процессов.

— Каким образом цифровизация влияет на услуги аутсорсинга бизнес-процес-сов? Приведите, пожалуйста, примеры соответствующих решений и продуктов вашей компании.

— Цифровизация позволяет автоматизировать ряд процессов, а значит, снизить стои-мость функции и сократить количество ошибок, которые неизбежны при использовании ручного труда. Это приносит пользу и нам, и заказчикам.

Один из примеров — наш портал MyBPO, который мы разработали для эффективного взаимодействия с клиентом. Этот продукт обладает функциями файлообменника, планировщика, почты и мессенджера. Раньше участникам рабочей группы приходилось переключаться между разными инструментами, чтобы вести коммуникацию и обмениваться данными. Теперь в одном окне наши клиенты и коллеги получают доступ к различным инструментам из любой точки мира, где есть интернет, соблюдая при этом все требования информационной безопасности.

Также мы начали более широко применять инструменты распознавания первичной документации с элементами машинного обучения, что в будущем должно позволить повысить эффективность нашей работы, а также предоставлять клиентам доступ к электронному архиву.

Важную роль сыграл прогресс систем электронного документооборота, с которыми мы работаем. Клиенты высоко ценят возросшую прозрачность и контролируемость процессов. Конечно, все достоинства такого формата работы можно ощутить в бухгалтерии, но мы ожидаем, что эта опция будет востребована и в кадровом делопроизводстве.

— Как повлиял карантин на деятельность иностранных компаний — ваших заказчиков; изменился ли спрос на услуги с их стороны?

— Передача функции на аутсорсинг предполагает изменение бизнес-процессов внутри компании, к которым потенциальные заказчики часто не были готовы. Топ-менеджмент опасался, что сотрудников, которые выполняют функции за пределами офиса, невозможно контролировать, а процессом невозможно управлять. Режим самоизоляции вынудил компании перестроиться, перевести свои функции на удалённый режим. Поэтому в дальнейшем мы ожидаем рост спроса на услуги провайдеров.

Конечно же, с началом пандемии мы наблюдали период неопределённости, когда компании с осторожностью относились к новым проектам и старались заморозить активность. Однако мы продолжали поддерживать наших заказчиков в прежнем режиме. Единственное, что изменилось для наших клиентов, — это переход сотрудников на дистанционную работу и отсутствие возможности назначать очные встречи. Однако совсем скоро компании увидели, что могут адаптироваться к изменениям и вернулись к прежнему режиму.

Мы оперативно информировали наших клиентов обо всех изменениях в законодательстве, а также поддерживали в процессе подготовки и сдачи новых отчётов, которые ожидали от компаний фискальные органы.

— Какие существенные законодательные нормы по части трудового права и бухгалтерского учёта вы могли бы отметить в настоящий момент и в прошлом году?

— Если говорить об изменения в части трудового права, то, это безусловно, опция перехода на электронные трудовые книжки. Эта процедура увеличит объем нагрузки на провайдера. Прежде всего, мы ожидаем спрос на консультационные услуги по вопросам разработки локально-нормативных актов и писем-уведомлений для сотрудников. Также нам предстоит поддержка доработок баз 1С и подготовка дополнительных отчетов для ПФР.

РАЭКС Аналитика